В фильме Тарковского Сталкер ведёт Писателя и Профессора через апокалиптический пейзаж области, именуемой Зоной, к таинственной комнате, где, как говорят, самые сокровенные человеческие мечты могут быть исполнены. Как справедливо заметил французский критик Мишель Симен: «Тарковский рассказывает нам о своей стране и своей эпохе». Но «Сталкер» — это не только аллюзивная критика тоталитарной системы и символическая картина духовного опустошения, которое она причиняла. В очередной раз Тарковский попытался запечатлеть на экране то, что обычно ускользает от кинематографистов. Присутствие таинственной божественной силы. Этим фильмом он снова присоединился к небольшой группе людей кино — таких как, Робер Брессон и Ингмар Бергман, — которым удавалось осуществить столь более чем дерзкое намерение.